Знаменитые вегетарианцы и история вегетарианства
Что ж, будем продолжать.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900)
В контексте «Розы мира» следовало бы наверное начать с него, ибо Даниил Андреев выделяет Соловьева особенно:
Какая странная фигура – Владимир Соловьёв на горизонте русской культуры! – Не гений – но и не просто талант; то есть как поэт, пожалуй, талант, и даже не из очень крупных, но есть нечто в его стихах, понятием таланта не покрываемое. – Праведник? – Да, этический облик Соловьёва был исключительным, но всё же известно, что от многих своих слабостей Соловьёв при жизни так и не освободился. – Философ? – Да, это единственный русский философ, заслуживающий этого наименования безо всякой натяжки, но система его оказалась недостроенной, большого значения в истории русской культуры не имела, а за границей осталась почти неизвестной. – Кто же он? Пророк? – Но где же, собственно, в каких формах он пророчествовал и о чём? Может быть, наконец, «молчаливый пророк», как назвал его Мережковский, – пророк, знаменующий некие духовные реальности не словами, а всем обликом своей личности? Пожалуй, последнее предположение к действительности ближе всего, и всё-таки с действительностью оно не совпадает.
...
Великим духовидцем – вот кем был Владимир Соловьёв. У него был некий духовный опыт, не очень, кажется, широкий, но по высоте открывшихся ему слоёв Шаданакара превосходящий, мне думается, опыт Экхарта, Бёме, Сведенборга, Рамакришны, Рамануджи, Патанджали, а для России – прямо-таки беспримерный.
Вл. Соловьев был одним из тех, кто являлся в сновидениях Даниилу во время его заключения во Владимирской тюрьме. Даниил Андреев называет его «другом» и «братом».
Но к сожалению, написать подробный очерк о вегетарианстве Соловьева, подобно тому, как я сделал о Толстом, Репине или Зеленкове, не получается: слишком мало информации.
Если Соловьев и был вегетарианцем в обычной жизни, то не афишировал этого широко.
А поскольку образ жизни он вел более уединенный, спокойный и аскетический, чем Толстой или Репин, то и свидетельств осталось мало.
И тем не менее, они есть.
Пишут, что
За границей о русском вегетарианстве долгое время судили именно по нему — в 1905 году приехавший в Ясную Поляну Анри де Вогюэ, сын дипломата и литератора Мелькиора де Вогюэ, говорил Толстому, что знал только одного русского вегетарианца — им был Соловьев. Соловьев, ученик Федорова, впрочем, вегетарианством как движением не интересовался, поэтому популяризацией его не занимался. К отказу от мяса он подходил исключительно как к постоянной духовной практике и возможности сохранить баланс живого и неживого в природе.
(цитата из разговора Л.Толстого и Анри де Вогюэ по книге МАКОВИЦКИЙ, 1979. Т. 1. С. 176).
известна цитата:
В 1884 году Соловьев в книге «Духовные основы жизни» писал:
В книге Петера Бранга «Россия неизвестная — история культуры вегетарианских образов жизни» автор цитирует А.Е. Воейкова:
В 1904 г. А. И. Воейков назвал Соловьева «вегетарианцем по убеждению»: «Вегетарианцы между
молодежью были и в 70-х годах, когда граф Толстой еще не был вегетарианцем, затем и позже можно указать, напр., на Влад. С. Соловьева, которого уже никто не назовет последователем гр. Л. Н. Толстого».
Воспоминания современников о Соловьеве порой противоречивы.
Г-н Н. пишет: «Я много раз видел Владимира Сергеевича и не могу представить себе его улыбающимся или смеющимся, он всегда был погружён в созерцание чего-то большого, нам недоступного».
А та же г-жа С. говорит:
— Приход Владимира Сергеевича был для нас всегда сплошной радостью. Он всех заражал своим смехом. Остроты так и сыпались. Смех не смолкал, и больше всех, кажется, смеялся он сам.
— пишет Валентин Свеницкий
Иногда упоминают что он был строгим аскетом, даже подорвал свое здоровье постом.
И в то же время:
Что же было основным тоном в личности Владимира Соловьёва?
Один близкий родственник Владимира Сергеевича, на вопрос, что больше всего поражало его в Соловьёве, сказал так:
— Роскошь жизни. Когда приходил к нам «дядя Володя», мы, дети, сразу чувствовали, что теперь всё позволено. Что явилась какая-то высшая полнота жизни — и теперь больше обычные рамки недействительны.
«Роскошь жизни» — вот основной тон личности Владимира Соловьёва.
Это было воплощённое христианское, а не ницшеанское «по ту сторону добра и зла». Если миросозерцание его больше всего поражает своей многогранностью, то личность ослепляла, прежде всего, именно своей «полнотой жизни»
(Свеницкий. Был ли аскетом Вл. Соловьев?)
Аскетизм — и в то же время, роскошь и полнота.
Такова была широта его души, такой многогранный был человек, который задал главные направления русской религиозной философии на последующие десятки лет.
Источники
Петер Бранг. Россия неизвестная — история культуры вегетарианских образов жизни
https://www.kommersant.ru/doc/4704810 Страдания юных веганов
https://ru.wikisource.org/wiki/Был_ли_аскетом_Вл._Соловьёв?_(Свенцицкий)
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900)
В контексте «Розы мира» следовало бы наверное начать с него, ибо Даниил Андреев выделяет Соловьева особенно:
Какая странная фигура – Владимир Соловьёв на горизонте русской культуры! – Не гений – но и не просто талант; то есть как поэт, пожалуй, талант, и даже не из очень крупных, но есть нечто в его стихах, понятием таланта не покрываемое. – Праведник? – Да, этический облик Соловьёва был исключительным, но всё же известно, что от многих своих слабостей Соловьёв при жизни так и не освободился. – Философ? – Да, это единственный русский философ, заслуживающий этого наименования безо всякой натяжки, но система его оказалась недостроенной, большого значения в истории русской культуры не имела, а за границей осталась почти неизвестной. – Кто же он? Пророк? – Но где же, собственно, в каких формах он пророчествовал и о чём? Может быть, наконец, «молчаливый пророк», как назвал его Мережковский, – пророк, знаменующий некие духовные реальности не словами, а всем обликом своей личности? Пожалуй, последнее предположение к действительности ближе всего, и всё-таки с действительностью оно не совпадает.
...
Великим духовидцем – вот кем был Владимир Соловьёв. У него был некий духовный опыт, не очень, кажется, широкий, но по высоте открывшихся ему слоёв Шаданакара превосходящий, мне думается, опыт Экхарта, Бёме, Сведенборга, Рамакришны, Рамануджи, Патанджали, а для России – прямо-таки беспримерный.
Вл. Соловьев был одним из тех, кто являлся в сновидениях Даниилу во время его заключения во Владимирской тюрьме. Даниил Андреев называет его «другом» и «братом».
Но к сожалению, написать подробный очерк о вегетарианстве Соловьева, подобно тому, как я сделал о Толстом, Репине или Зеленкове, не получается: слишком мало информации.
Если Соловьев и был вегетарианцем в обычной жизни, то не афишировал этого широко.
А поскольку образ жизни он вел более уединенный, спокойный и аскетический, чем Толстой или Репин, то и свидетельств осталось мало.
И тем не менее, они есть.
Пишут, что
За границей о русском вегетарианстве долгое время судили именно по нему — в 1905 году приехавший в Ясную Поляну Анри де Вогюэ, сын дипломата и литератора Мелькиора де Вогюэ, говорил Толстому, что знал только одного русского вегетарианца — им был Соловьев. Соловьев, ученик Федорова, впрочем, вегетарианством как движением не интересовался, поэтому популяризацией его не занимался. К отказу от мяса он подходил исключительно как к постоянной духовной практике и возможности сохранить баланс живого и неживого в природе.
(цитата из разговора Л.Толстого и Анри де Вогюэ по книге МАКОВИЦКИЙ, 1979. Т. 1. С. 176).
известна цитата:
Вл. Соловьев«Пока мы еще не способны животворить мертвую природу, мы по крайней мере должны как можно меньше умерщвлять живую. Таким образом, начальная обязанность физического поста направлена не только к ограничению наших чувственных наслаждений, но и к исправлению наших прямых отношений к внешней природе».
В 1884 году Соловьев в книге «Духовные основы жизни» писал:
по-видимому, уже тогда он был вегетарианцем или во всяком случае, склонялся к этому.Основным и главнейшим видом физического поста всегда по справедливости считалось воздержание от кровавой пищи, от мяса теплокровных животных, ибо этого рода пища прямо противоречит идеальному назначению нашей физической деятельности
В книге Петера Бранга «Россия неизвестная — история культуры вегетарианских образов жизни» автор цитирует А.Е. Воейкова:
В 1904 г. А. И. Воейков назвал Соловьева «вегетарианцем по убеждению»: «Вегетарианцы между
молодежью были и в 70-х годах, когда граф Толстой еще не был вегетарианцем, затем и позже можно указать, напр., на Влад. С. Соловьева, которого уже никто не назовет последователем гр. Л. Н. Толстого».
Воспоминания современников о Соловьеве порой противоречивы.
Г-н Н. пишет: «Я много раз видел Владимира Сергеевича и не могу представить себе его улыбающимся или смеющимся, он всегда был погружён в созерцание чего-то большого, нам недоступного».
А та же г-жа С. говорит:
— Приход Владимира Сергеевича был для нас всегда сплошной радостью. Он всех заражал своим смехом. Остроты так и сыпались. Смех не смолкал, и больше всех, кажется, смеялся он сам.
— пишет Валентин Свеницкий
Иногда упоминают что он был строгим аскетом, даже подорвал свое здоровье постом.
И в то же время:
Что же было основным тоном в личности Владимира Соловьёва?
Один близкий родственник Владимира Сергеевича, на вопрос, что больше всего поражало его в Соловьёве, сказал так:
— Роскошь жизни. Когда приходил к нам «дядя Володя», мы, дети, сразу чувствовали, что теперь всё позволено. Что явилась какая-то высшая полнота жизни — и теперь больше обычные рамки недействительны.
«Роскошь жизни» — вот основной тон личности Владимира Соловьёва.
Это было воплощённое христианское, а не ницшеанское «по ту сторону добра и зла». Если миросозерцание его больше всего поражает своей многогранностью, то личность ослепляла, прежде всего, именно своей «полнотой жизни»
(Свеницкий. Был ли аскетом Вл. Соловьев?)
Аскетизм — и в то же время, роскошь и полнота.
Такова была широта его души, такой многогранный был человек, который задал главные направления русской религиозной философии на последующие десятки лет.
Источники
Петер Бранг. Россия неизвестная — история культуры вегетарианских образов жизни
https://www.kommersant.ru/doc/4704810 Страдания юных веганов
https://ru.wikisource.org/wiki/Был_ли_аскетом_Вл._Соловьёв?_(Свенцицкий)
Редактирование: