Учение Оригена

Михаил, нет необходимости иметь информацию о всех священниках. Достаточно посмотреть на состояние церкви. А оно не очень радует. Что пишет по этому поводу Андреев.
Христианские церкви в том прерванном, незавершенном виде, в каком они знакомы нам по истории, суть бледные, зачаточные, ограниченные и искаженные отображения Церкви Шаданакара, пребывающей в наивысших слоях.
При всех искажениях, вызванных в христианстве духовной ограниченностью человеческих тысяч, его создававших, христианская церковь (а позднее – церкви) являла собой устье могучего духовного потока, низливавшегося с планетарных высот.
Он говорит как о недостатках так и достоинствах земного христианства. Так же должны научится смотреть и мы.
К примеру, (возьмём только священство) с одной стороны во время орды, церковь в отличии от своего народа, не очень бедствовала и о благе народа не очень пеклась. Позже церковь стала одним из крупнейших рабовладельцев,. С другой мы имеем ряд примеров истинного подвижничества и работы по поднятию духовного и культурного уровня народа. Многие деревни вырастали возле уединённых скитов подвижников.
В результате Демиург со временем понимая что церковь (священство) не способна уже быть нравственной водительницей общества, передаёт эту роль интеллигенции. Ещё позже, не смотря на обилие церквей и монастырей, она в 1917 рухнула. Именно сребролюбие и тяга к мирским благам священства и было одной из причин революции. Но и здесь мы имеем ряд священников, мучеников за веру. Сейчас дела обстоят ненамного лучше. к примеру патриарх Кирилл торговал сигаретами и это не вызывает критики со стороны большинства священства и паствы. Но с другой, есть священники, их как всегда меньше, которые являются искренне преданы идеалам Христа и заботятся о духовном росте своей паствы. Нельзя сказать что эти священники праведники, но можно сказать что они каются искренне а не формально.
 
Именно сребролюбие и тяга к мирским благам священства и было одной из причин революции.
Революцию зачинали ярые ненавистники Христианства вообще и Православия в частности. И именно потому, что перед революцией в нашей церкви возникали светлые движения и множество праведников-святых. Вспомнить одну Оптину пустынь, в которой на то время были десятки святых. А ведь были и множество других: и Псково-Печерский монастырь и Сергиева лавра, и везде было множество святых, которые окормляли народ. Революционеры делали ставку в основном на молодежь, которая и устраивала все эти антирелигиозные шествия и пр. Именно благодаря тому., что при Николае II наша церковь достигла значительных высот пред Богом, на неё был и направлен основной удар Гагтунгра. Господь говорил, что помилует народ из-за одного праведника. А в церкви тогда их были сотни, если не тысячи. Разве бы Он не помиловал бы нашу церковь? Он её и помиловал, помогая её окончательно не разрушить уже в советское время. Почитайте, как сохраняли Псково-Печерский монастырь в советские времена — явно без чуда не обходилось.
Это был предсмертный взлет нашей духовности.
 
Революцию зачинали ярые ненавистники Христианства вообще и Православия в частности. И именно потому, что перед революцией в нашей церкви возникали светлые движения и множество праведников-святых. Вспомнить одну Оптину пустынь, в которой на то время были десятки святых. А ведь были и множество других: и Псково-Печерский монастырь и Сергиева лавра, и везде было множество святых, которые окормляли народ.
Да революцию делали ненавистники христианства и вообще любой религиозности, но возможно это стало потому, что праведников было не множество, а единицы и священство было не способно не выполнить свою задачу.

В XVIII веке становится явственным оскудение духовных рек, которыми питались корни православной праведности. Меньше становится крупных религиозных деятелей, перед глазами общества все реже возникают фигуры чистых и высоких пастырей душ, высветливших собственное сердце и покоривших собственное естество. В XIX веке уже лишь несколько человек – преподобный Серафим Саровский, Феофан Затворник, Амвросий и Макарий Оптинские уподобляются образам тех святых, которыми так богата была земля в предыдущие столетия. Наконец, в предреволюционную эпоху на церковном горизонте становится совсем пустынно. Мало того: это измельчение масштабов личности оказывается только одним из проявлений общего творческого оскудения православия. Год за годом церковь все более отстает от требований и запросов быстро меняющихся эпох, причем это отставание даже возводится в некий принцип: церковная иерархия смотрит на себя как на хранительницу незыблемых и исчерпывающих истин, независимых от смены времен и человеческих психологий. Но так как этот взгляд не подкрепляется ни безупречностью жизни самих пастырей, ни интенсивностью их духовного делания, ни мудрыми их ответствованиями на порожденные новыми эпохами вопросы социальные, политические или философские, то авторитет и значение церкви стремительно падают. Последние духовные усилия со стороны церкви вызываются бурей Революции. Выдвигается целый ряд безымянных героев и мучеников; с окончанием их жизненных путей творческий дух оставляет православную церковь еще более, и, став игралищем в руках дипломатствующих политиков, руководство восточнохристианской общины превращается в пособника и в орудие антирелигиозного государства.
 
Если честно, насчет Феофана Затворника, — у меня тут есть свои сомнения..
Во-первых, Феофан не был прославлен в лике святых — он не святой , а только святитель, т.е. — просветитель, религиозный писатель.
Во-вторых, он сам признавался, что его всю жизнь обуревали страсти:

… Совсем осуетился. И очень часто порываюсь на Вашу дорогу. Как бы устроилось сие! Не вижу ворот по моей близорукости. Иногда бываешь готов за перо взяться и писать прошение о том; да что-то в груди поперечит. И остаюсь при одном желании. Будем сидеть у моря и ждать погоды. А грехи так и тяготят, а страсти так и бьют по бокам. [Из письма к Игнатию Брянчанинову]

Да и затвор он принял не потому, что хотел очистить свою душу, а:


Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества

В-третьих, его перевод «добротолюбия» не отвечает академическому труду, ибо:

Русский перевод Феофана — не точный перевод, а вольный пересказ; Феофан сделал ещё бо́льшие сокращения по сравнению со славянским текстом сборника; кроме того, он добавил в сборник на русском языке произведения тех авторов, которых нет ни в славянском, ни тем более в греческом сборнике. (Следует понимать, что задачей Феофана Затворника являлось создание единого практического руководства. Зная прекрасно святоотеческое наследие, он попытался передать единый образ учения всех отцов. Безусловно Феофан Затворник вложил в сборник и свои мысли, убрав некоторые другие, но это не умаляет его заслуг.) [Из вики]
Более того: в тексте выпущены некоторые «скользкие» вещи из святых отцов, что вообще не делает чести никакому переводчику.
Также ходят упорные слухи, что именно он редактировал книжку «Рассказы странника» из которой выпустил целые главы.
Те критерии, по которым делается оценка святости человека не применимы к нему, ибо только праведность соответствует его образу. Но я вполне допускаю, что под конец жизни он стал святым, о чем Андреев и сообщил нам, пользуясь по всей видимости тем метафизическим методом получения информации. Однако я ничего такого не слышал о жизни Феофана в обычной литературе. Судя по тому что я знаю, он лишь обладал блестящим умом проповедника..

Что касается оскудения образов святости в предреволюционное время, то здесь я в корне не согласен. Потому что я провел большую работу в этом отношении, конечно не целенаправленно, но подспудно всплывало столько светлых имен людей, которые несомненно обладали даром святости, что просто диву даешься. Ни в 17, ни 16 веках и ранее(кроме разве что эпохи Киево-Печерского монастыря в его начальный период, да Троицо-Сергиевой лавры при самом Сергии) не было такого сонма святых. Правда большинство из них не прославленно официально, но это не говорит, что их не было, что реки оскудели.. Надо бы темку организовать по таким людям: именно святым 19 века и предреволюционную эпоху.
Год за годом церковь все более отстает от требований и запросов быстро меняющихся эпох, причем это отставание даже возводится в некий принцип: церковная иерархия смотрит на себя как на хранительницу незыблемых и исчерпывающих истин, независимых от смены времен и человеческих психологий. Но так как этот взгляд не подкрепляется ни безупречностью жизни самих пастырей, ни интенсивностью их духовного делания, ни мудрыми их ответствованиями на порожденные новыми эпохами вопросы социальные, политические или философские, то авторитет и значение церкви стремительно падают.
А вот с этим вполне согласен. Здесь Андреев прав на все 100% (хотя вполне возможно, что и в другом также, а просто это у нас аберрации)... Действительно, иерархи мудростью не блистали, а часто шли вопреки и боролись со святостью с его проявлениями в церковной среде..
 
Редактирование:
А вот с этим вполне согласен. Здесь Андреев прав на все 100% (хотя вполне возможно, что и в другом также, а просто это у нас аберрации)... Действительно, иерархи мудростью не блистали, а часто шли вопреки и боролись со святостью с его проявлениями в церковной среде..
Пример, притеснение Серафима Саровского.
 
Павел, думаю что это очень точное наблюдение про подвижников!

За всё время существования русского затомиса через него в Синклит Мира поднялось несколько десятков человек, из которых мне известны следующие имена: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Антоний и Феодосии Печёрские...
Амвросий Оптинский, Серафим Саровский.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амвросий_Оптинский

На его мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:

«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор. 9:22).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нищие_духом

Согласно христианскому вероучению, человечество со времени грехопадения Адама лишилось славы Божьей, повредилось духовно и телесно, и как бы обкрадено дьяволом (Откр. 3:17). Что же нужно человеку для исцеления, как не осознать свою болезнь и не прийти к врачу? Также невозможно ему духовно обогатиться, если не осознает свою духовную нищету и смиренно, не требуя ничего, но подобно нищему откроется для милостей Божьих (Откр. 3:20).
 
Слово «безнадёжно» поменял бы на слово «плохо», а так грамотная статья, я думаю. Всё та же проблема что Андреев отмечал у апостола Павла у истоков церкви. С ещё той разницей что сам Павел и его окружение были большие подвижники, а в руководстве РПЦ — не очень, наверное... Подвижники в РПЦ точно есть! Но вот чем выше место иерархии, тем с этим хуже бывает, как мне кажется... сейчас да и не только сейчас и не только в православии...

Но это не повод отказываться от православной церкви вообще и конкретно от РПЦ даже, мне кажется. Потому что лучших проводников духовности Свыше ну просто нету по Андрееву, так же? Разве что ещё классическая литература иногда...
 
Подвижники в РПЦ точно есть! Но вот чем выше место иерархии, тем с этим хуже бывает, как мне кажется... сейчас да и не только сейчас и не только в православии...
С этим утверждением полностью согласен.
Сам знаком с очень хорошим и светлым батюшкой который был настоятелем в нашем Храме. Потом, к сожалению, его перевели на другой приход.
Сейчас имею возможность общаться с ним не так часто, как хотелось бы, т.к. приходится ездить в другой Подмосковный город.

Но это не повод отказываться от православной церкви вообще и конкретно от РПЦ даже, мне кажется.
Согласен.
 
Сверху Снизу