Художники-классики о светлом. Нестеров, Васнецовы...
Наша с Михилом тема о художниках второй половины 20 века уже полюбилась многим.
Новую тему открываю, чтобы рассказать о тех, кто творил раньше, на рубеже 19-20 веков.
Эти имена знает каждый, но и тут есть, что рассказать. Обстоятельства жизни, написания картин, случаи из биографий.
Начать хочется с Михаила Нестерова.
Этот художник особенно чутко передает образы Северной Руси. Пожалуй, именно его картины больше других у меня ассоциируются с Небесной Россией.
Нестеров родился в Уфе в 1862 году и вырос в этом городе.
молодой Михаил Нестеров
Он много путешествовал, бывал в Австрии, Италии, Турции. Но черпая вдохновение в этих странах, писал в основном русскую природу, и образы наших выдающихся соотечественников.
Бывает, что молодой талантливый художник напишет одну картину, и она сразу становится известной. Приходит всенародная слава, признание.
Пожалуй, с Нестеровым было именно так — слава пришла после картины Видение отроку Варфоломею.
Видение отроку Варфоломею (1889-1890)
Но именно эту картину раскритиковали выдающиеся мастера-передвижники, старшие коллеги молодого художника.
вот рассказ о непростом пути к признанию:
...Незадолго до открытия выставки над «Варфоломеем» сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин.
Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Дело кажется таким серьезным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.
Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: «Картина эта попала на выставку по недоразумению... ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика...» Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодежь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный. Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.
Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма. Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека — мира видений, грез, фантазий.
(http://art-nesterov.ru/biography.php)
От себя добавлю — не только грез и фантазий, но иной реальности, которая у Нестерова просвечивала сквозь наш мир.
Работая над картиной, он жил в подмосковной деревне Комякино — недалеко от мест, где родился и вырос св. Сергий Радонежский.
Здесь художник делал наброски, этюды, много гулял, общался с монахами и посещал храмы.
Потом он закончит работу в своей домашней мастерской в Уфе.
На картине изображен юный Сергий Радонежский, тогда еще отрок Варфоломей, беседующий с ангелом, который явился ему под видом монаха.
Нестеров чувствовал особенную духовную связь с преподобным Сергием.
Позже он напишет еще несколько картин, посвященных ему.
преподобный Сергий и медведь
В другой тональности:
юность преподобного Сергия Радонежского
Триптих Труды преподобного Сергия:
и главная часть более крупно:
На всех этих картинах изображены известные сцены из жития св. Сергия Радонежского, пересказывать которые мы здесь не будем.
Но основное направление творчества Нестерова определилось — это светлые, возвышенные люди, изображенные на фоне русской природы.
Неброской, особенной, нестеровской.
Той, где поздняя осень переходит незаметно в раннюю весну.
Пустынник
Великий постриг
тихая жизнь
На многих картинах изображена вода — это или Волга, или река Белая, у которой художник вырос.
Лисичка
Эта мирная картина особенно нравится мне.
Волгу Нестеров писал еще много:
за Волгой
Картина Михаила Нестерова «За Волгой», созданная в 1905 году, была частью цикла, который художник задумал как «написанный красками роман, роман в картинах». Работы этой серии Нестеров писал под впечатлением от произведений писателя и публициста Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», которые достоверно и детально описывали жизнь купцов-старообрядцев.
Молодой купец, крепко стоящий на ногах с гордо поднятой головой, прямо и решительно смотрит Волгу. В его образе воплощается практический, деловой подход к жизни и окружающему миру. Героя картины можно сравнить с Лопахиным из «Вишневого сада» Антона Чехова или Кудряшом из «Грозы» Александра Островского. Баржа, тянущая пароход по реке, является своеобразным символом купца: отражает прогресс, неизбежное движение времени.
В образе женщины, печально склонившей голову, воплощается мир прошлого, близкий к природе, следующий старинным законам и традициям. Символом героини на полотне предстает березка — тонкая, хрупкая и одинокая.
От себя добавлю, что в таких женских образах Нестерова — как и выше, на картине Великий постриг, особенно чувствуется Соборная Душа...
Новую тему открываю, чтобы рассказать о тех, кто творил раньше, на рубеже 19-20 веков.
Эти имена знает каждый, но и тут есть, что рассказать. Обстоятельства жизни, написания картин, случаи из биографий.
Начать хочется с Михаила Нестерова.
Этот художник особенно чутко передает образы Северной Руси. Пожалуй, именно его картины больше других у меня ассоциируются с Небесной Россией.
Нестеров родился в Уфе в 1862 году и вырос в этом городе.
молодой Михаил Нестеров
Он много путешествовал, бывал в Австрии, Италии, Турции. Но черпая вдохновение в этих странах, писал в основном русскую природу, и образы наших выдающихся соотечественников.
Бывает, что молодой талантливый художник напишет одну картину, и она сразу становится известной. Приходит всенародная слава, признание.
Пожалуй, с Нестеровым было именно так — слава пришла после картины Видение отроку Варфоломею.
Видение отроку Варфоломею (1889-1890)
Но именно эту картину раскритиковали выдающиеся мастера-передвижники, старшие коллеги молодого художника.
вот рассказ о непростом пути к признанию:
...Незадолго до открытия выставки над «Варфоломеем» сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин.
Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Дело кажется таким серьезным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.
Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: «Картина эта попала на выставку по недоразумению... ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика...» Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодежь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный. Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.
Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма. Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека — мира видений, грез, фантазий.
(http://art-nesterov.ru/biography.php)
От себя добавлю — не только грез и фантазий, но иной реальности, которая у Нестерова просвечивала сквозь наш мир.
Работая над картиной, он жил в подмосковной деревне Комякино — недалеко от мест, где родился и вырос св. Сергий Радонежский.
Здесь художник делал наброски, этюды, много гулял, общался с монахами и посещал храмы.
Потом он закончит работу в своей домашней мастерской в Уфе.
На картине изображен юный Сергий Радонежский, тогда еще отрок Варфоломей, беседующий с ангелом, который явился ему под видом монаха.
Нестеров чувствовал особенную духовную связь с преподобным Сергием.
Позже он напишет еще несколько картин, посвященных ему.
преподобный Сергий и медведь
В другой тональности:
юность преподобного Сергия Радонежского
Триптих Труды преподобного Сергия:
и главная часть более крупно:
На всех этих картинах изображены известные сцены из жития св. Сергия Радонежского, пересказывать которые мы здесь не будем.
Но основное направление творчества Нестерова определилось — это светлые, возвышенные люди, изображенные на фоне русской природы.
Неброской, особенной, нестеровской.
Той, где поздняя осень переходит незаметно в раннюю весну.
Пустынник
Великий постриг
тихая жизнь
На многих картинах изображена вода — это или Волга, или река Белая, у которой художник вырос.
Лисичка
Эта мирная картина особенно нравится мне.
Волгу Нестеров писал еще много:
за Волгой
Картина Михаила Нестерова «За Волгой», созданная в 1905 году, была частью цикла, который художник задумал как «написанный красками роман, роман в картинах». Работы этой серии Нестеров писал под впечатлением от произведений писателя и публициста Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», которые достоверно и детально описывали жизнь купцов-старообрядцев.
Молодой купец, крепко стоящий на ногах с гордо поднятой головой, прямо и решительно смотрит Волгу. В его образе воплощается практический, деловой подход к жизни и окружающему миру. Героя картины можно сравнить с Лопахиным из «Вишневого сада» Антона Чехова или Кудряшом из «Грозы» Александра Островского. Баржа, тянущая пароход по реке, является своеобразным символом купца: отражает прогресс, неизбежное движение времени.
В образе женщины, печально склонившей голову, воплощается мир прошлого, близкий к природе, следующий старинным законам и традициям. Символом героини на полотне предстает березка — тонкая, хрупкая и одинокая.
От себя добавлю, что в таких женских образах Нестерова — как и выше, на картине Великий постриг, особенно чувствуется Соборная Душа...
Редактирование: