Художники-классики о светлом. Нестеров, Васнецовы...

Хочу написать про любимом художественном направлении художников прерафаэлитов, и художнике Данте Габриэле Россетти.
Март Статья 18 (1) Данте Габриэль Россетти. «Автопортрет», 1847.jpg
Данте Габриэль Россетти Автопортрет в молодости
Прерафаэлиты — содружество художников 2 половины 19 в, которые стремились в своем творчестве вернуться в средневековье, во времена до Рафаэля -это время итальянского Раннего Возрождения 14 века, стилизация под художественное направление кватроченто.
Прерафаэлиты видели мир в стиле средневековья, с его мистикой и красотой, но в современных красках. Они воспевали библейские сюжеты, Средневековье и женскую красоту.
Моя любимая картина «Прозерпина», ее нарисовал Данте Габриэль Россетти. Модель Джейн Моррис, жена прерафаэлита Уильяма Морриса и любовница Данте Россетти.
Прозерпина держит в руке гранат, который символизирует ее принадлежность к царству мертвых, куда она должна все время возвращаться к мужу Плутону.
Dante-gabriel-rossetti-proserpine.jpg
На свитке сверху справа написан стих сонета который сочинил художник

Габриэль Чарльз Данте Россетти
ПРОЗЕРПИНА
(Proserpina)
Далекий свет доходит иногда,
Едва блеснув в неуловимый миг,
Как будто только в памяти возник.
Далекой Энны цвет милей плода
Зловещего, приведшего сюда.
И небеса – как далеки они
От Тартара; остались в прошлом дни –
Здесь ждет ночей грядущих череда.

И от себя сама я далека,
И прошлого мне здесь совсем не жаль:
Но чей-то голос рвется через даль
Ко мне (и внятен зов его, пока
Лепечет что-то мне моя тоска):
«О Прозерпина! О моя печаль!»


Миф источник идеи картины:
Прозерпина, дочь Цереры-богини плодородия и земли , собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда ее заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира. Он умчал ее на колеснице, заставив бездну развернуться перед ними и Прозерпина была унесена в подземное царство. . Убитая горем мать отправилась на поиски дочери. Все это время земля оставалась бесплодной. Наступил голод. И тогда боги упросили всемогущего Зевса вернуть Прозерпину матери. Отпуская супругу обратно наверх,Плутон(коварный и влюбленный) дал ей вскусить плод граната, чтобы она не забыла его и вернулась к нему. Теперь Прозерпина обязана была проводить на земле с матерью две трети года и одну треть — с мужем в царстве мертвых.
С тех пор всякий раз, когда Прозерпина возвращается на землю, природа расцетает и плодоносит. Когда же приходит ей время возвращаться в Подземное Царство, на земле наступает осень, а затем зима — это мать грустит без своей дочери.
Такой красивой легендой Древние Греки, а за ними и Римляне, объясняли чередование времен года. .


Джейн Моррис часто изображается на полотнах Д Г Россетти, это его любимая натурщица.
28236892_D.jpg
Сон наяву
28235900_Dante_Gabriyel_Rosseti_Marianna_1870_ss.jpg
Данте Габриэль Россетти Марианна 1870 г.
28236140_Dante_Gabriyel_Rosseti_Astarte_Syriaca_1877_ss.jpg
Данте Габриэль Россетти Astarte Syriaca 1877 г.
28236031_Dante_Gabriyel_Rosseti_ZHenschina_u_okna_1879_ss.jpg
Данте Габриэль Россетти Женщина у окна 1879 г.
28233903_Dante_Gabriyel_Rosseti_Ogon_1870_ss.jpg
Данте Габриэль Россетти Огонь 1870 г.
Джейн Моррис (Бёрден) была бедной неграмотной дочерью конюха.
28229868_Dante_Gabriyel_Rosseti_Dzheyn_Berden_Teyt.jpg
Данте Габриэль Россетти Портрет Джейн Бёрден, в графике.
Фото Джейн Моррис, ее черты угадываются во многих женских образах картин Д Г Россетти.
Можно увидеть что девушка была с роскошными вьющимися волосами, и задумчивым обликом.
28227620_Dzheyn_1865_ss.jpg

Jane_Morris_(1865)_Detail.jpg
Д Г Россетти много рисовал свою жену Элизабет Сиддал, которая рано умерла. Она была рыжеволосой, и часто ее можно увидеть запечатленной на картинах мужа.
Март Статья 18 (2) Данте Габриэль Россетти. «Дева святого Грааля», 1874.jpg
Данте Габриэль Россетти на картине «Святой Грааль» изобразил Элизабет Сиддал.
Художники Д Г Россетти и Уильям Моррис и их жены были друзьями, и вместе проводили время.
Джейн Моррис была музой Д Г Россетти, и после смерти его жены, заняла ее место, на время.
Её муж, художник Уильям Моррис рисовал ее гораздо меньше, например в образе Изольды.
800px-Queen_Guinevere.jpg
Уильям Моррис, «Прекрасная Изольда», 1858,
 
Редактирование:
Многие картины прерафаэлитов мне нравятся, например «Светоч мира» Уильяма Холмана Ханта, изображает Спасителя, который аллегорически стучится, или настежь отворил заросшую бурьяном дверь.
Картина иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Название картины также взято из Евангелия: «Аз есмь свет миру».
Наперсника иудейского первосвященника присутствует в облачении Иисуса, он крепится как брошь на плаще.
Такое изображение Иисуса Христа странное, я первый раз вижу чтобы его изображали как иудейского первосвященника — фарисея. Он ведь наоборот, часто в проповедях противопоставлял себя фарисеям.
293870@2x.jpg
Наперсник это квадратный нагрудник, вещь драгоценная и особенная, но до нас не дошли облачения иудейских первосвященников в целости и сохранности. Есть только описание в Ветхом Завете, как он выглядит. Это квадрат на котором закреплены 12 драгоценных и полудрагоценных камней в 3 ряда. Свойства камней их расположение на наперснике имеют значения. Я слышала о том, что физико-химические свойства этих камней, при их расположении таким образом таковы, что становится возможным первосвященнику совершать чудеса, которые описываются в Библии, вроде метания молний.
Подробнее про наперсник можно посмотреть по ссылке

https://youtu.be/aXiQC8DXiwI


Это немного не Нестеров и Васнецовы, из зарубежного искусства, я думаю тема подходит, если нет, то перенесите куда нибудь)
 
Редактирование:
Это немного не Нестеров и Васнецовы, из зарубежного искусства, я думаю тема подходит, если нет, то перенесите куда нибудь)
Оля, это подходит по теме, они же классики!
Только хотелось бы больше религиозных сюжетов, на духовные темы.

Тем более что у Габриэля Россети они есть.
Я теперь знаю, кто нарисовал «Деву Грааля»! эту картину я видел давно.

На сюжет Грааля у Россети есть и еще одна работа:
»«3907»»
сир Галахад, сир Борс и сир Парцифаль перед святым Граалем


(слева дева держит Грааль и передает его рыцарям. Дословный перевод английского названия — «сиры угощаются святым Граалем»)

Россети трижды, причем в совершенно разной манере написал Благовещение девы Марии.

»«3908»»

Эта работа полна стихиалей. Дева Мария живет на природе, среди зелени, и тут ей является ангел.

А это уже другое Благовещение, более близкое к классическому

»«3909»»
и наконец, третье:

»«3910»»
на последней работе уже четко виден индивидуальный стиль художника, который к этому времени вполне сложился и проявляется во всех его поздних картинах.

Женских образов у Россети я вижу больше всего.
Он хорошо чувствовал женственность, рисовал богинь. Ольга упомянула Астарту и Прозерпину.

Можно добавить сюда и Лилит:

»«3911»»

пожалуй, это одно из наиболее удачных изображений Лилит. мне известных.
Практически, ее икона)

в похожей манере изображена Венера:

»«3912»»
Тоже классика — яблоко, стрела, рыжие волосы... обнаженная левая грудь :)
Все очень символично.

Обращался Россети много раз к Дантэ и Беатриче:

»«3913»»
любовь Дантэ.

Поэт, как видим, держит стрелу, очень похожую на ту что на предыдущей картине у богини любви.

»«3914»»
Приветствие Беатриче

Конечно, облик Джейн Моррис угадывается на многих из этих картин.

Наконец, упомяну ту что понравилась мне, наверное, больше всего, хотя тут и не религиозный сюжет

»«3915»»

Пия де Толомеи.

В качестве сюжета был выбран мотив из Чистилища «Божественной комедии» Данте Алигьери. Пия де Толомеи — женщина, отправленная в заточение и отравленная своим мужем.

»«3916»»

Здесь список картин художника с описанием переходами на сами картины
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_произведений_Данте_Габриэля_Россетти
 
Итак, продолжим.

В связи с работой над роликами вновь обратился к творчеству Васнецова, и понял, вспомнил, что там очень глубоки и достойны внимания оба пласта — 1) сказочно-мифологический и 2) христианский

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926).
Художник, которого можно без лишнего пафоса назвать великим, его называют основоположником неорусского стиля. Он оказал влияние на своего младшего друга и товарища — Михаила Нестерова, о котором я уже писал.

»«4641»»
Виктор Васнецов

Подробно описывать его биографию мы не будем.
Однако важно отметить, что Виктор родился в семье сельского священника, учился в духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии.
И должен был стать, по стопам отца, служителем церкви.

Безусловно, это повлияло на его творчество, помогло впоследствии стать шедевральным иконописцем, сказавшим новое слово в иконописи. Но при этом такое, что его иконы и росписи органично вошли в атмосферу православных храмов.

И второе обстоятельство — Виктор вырос в сельской местности, в Вятском краю

На сотни верст тянулись к Уралу холмы и увалы, пересеченные долинами и логами реки Вятки с ее притоками Чепцой, Кильмезью, Воей. Их разнообразные и живописные берега, еще покрытые густыми хвойными лесами, то обрывистые, с висящими над водой стройными пихтами, соснами и елями, то отлогие и песчаные, переходящие в поскотины (выгоны для скота), то болотистые, с мягкими мшистыми берегами, — все это производило суровое и сильное впечатление.
(Детство Васнецова)

Благодаря этому он так хорошо чувствовал природу, стихиали, живо передавал русский миф.

И конечно, первый пласт его картин, написанный в основном в 1880-е годы и знакомый еще по школьным учебникам, связан с русскими сказками:

»«4644»»
Иван Царевич на сером волке

Одна из моих любимых.
(у меня есть еще розамирическая интерпретация этой картины: демиург Яросвет везет Навну из плена в затомис) :)

»«4645»»
Царевны подземного царства (1881)

И, наверное самая известная каждому русскому человеку

»«4646»»
Богатыри

(я привожу укрупненно центральные части картин, чтобы лучше увидеть лица)

Кстати, первый эскиз этой картины был выполнен в 1876 году, хотя она датируется 1898 годом.
Почти все свои картины Васнецов переписывал несколько раз, стараясь достичь совершенства, приоткрыть что-то лучше. Почерк настоящего мастера — трудолюбие и кропотливая работа.

Есть несколько версий Аленушки

»«4648»»

Витязь на распутье существует в разной тональности:

»«4649»»

»«4650»»

Еще больше отличается картина ковер-самолет

»«4651»»
Ковер-самолет (1880)

»«4652»»
ковер-самолет (1919-1926)

Мне эта версия лично нравится больше. А вам?
И сколько отличий между этими двумя картинами? :)

Сказочной тематике Васнецов оставался верен до своей старости

»«4653»»
Кащей бессмертный (1919-1926)

над этой картиной он работал до последнего года своей жизни.

Тут у меня тоже есть метаисторическая версия в духе РМ, но возможно, кто-то предложит лучше :)

вот такие сказки!
 
Картины, приведенные выше, можно объединить словом «прароссианство», в смысле, который вкладывал в это слово Даниил Андреев.

Прароссианство и православие — два пласта, два крыла, на которых летит наша метакультура.

И Васнецов отлично чувствовал оба.

Поэтому теперь поговорим о православных работах художника, ведь именно они сделали его по настоящему знаменитым.

»»»»«4668»»»»»

Самые известные — росписи Владимирского собора в Киеве.

В 1885 году историк и археолог, Андриан Прахов, возглавлявший работу над интерьерами храма, пригласил Васнецова. И тот, не без колебаний, согласился.

[Васнецов] считал, что после Рафаэля создать в церковной живописи что-либо новое практически невозможно. Чтобы познакомиться с этой техникой, еще до начала работ во Владимирском соборе он отправился в Италию — изучать образы мастеров эпохи Возрождения — Микеланджело, Рафаэля, Веронезе, Тициана.

и вернувшись в Киев, взялся за работу.

...Взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.

»»»»«4669»»»»»

вид на алтарь

Над алтарем находится знаменитое изображение Богоматери с младенцем, которое иногда называют Васнецовская икона

»»»»«4670»»»»»

Не меньшее впечатление производит Лик Христа

»»»»«4671»»»»»

Среди интересных росписей композиция Адам и Ева в раю:

»»»»«4672»»»»»

Радость праведных о Господе:

»»»»«4673»»»»»

А кроме того, немало исторических картин.

Одно из центральных мест, поскольку Собор Владимирский, занимает фреска Крещение Владимира

»»»»«4675»»»»»


Сам Васнецов считал работу в храме жизненным послушанием, и позже говорил, что истинное счастье он испытал именно во время росписей киевского храма, где ему, как художнику, удалось полностью себя реализовать.

Случались и опасные моменты.
«Меня сохранил Господь», — говорил глубоко верующий Виктор Михайлович, который не сомневался, что только вмешательство высших сил уберегло его от верной гибели, когда он сорвался с лесов во время работы под куполом храма.

Подробно о том, как Васнецов расписывал Владимирский собор здесь
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ. РОСПИСИ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА, Г. КИЕВ


и здесь
Как Владимирский собор в Киеве расписывали знаменитости — Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский

Другой знаменитый храм, в создании интерьеров которого участвовал Васнецов — Спаса-на-крови в Петербурге.
И в этом случае вместе с ним работал его друг Михаил Нестеров.
Мозаики этого волшебного храма создают удивительное внутреннее пространство

»»«4676»»»
Спас-Эммануил. Работа Николая Харламова
Фотография моя. Я был в этом храме в 2014 году


Правда, из за своей занятости Васнецов сделал лишь малую часть оформления храма Спаса.

Ему принадлежат эскизы двух икон — Богоматери и Христа в иконостасе.

»»«4677»»»
иконостас. Центральная часть

»»«4678»»»»»«4679»»»
мозаичные иконы в иконостасе, эскизы которых созданы Васнецовым


А Михаил Нестеров писал образы Александра Невского и Воскресения Христова:

»»«4682»»»


Подробнее о росписях в храме Спаса-на-Крови в этих очерках:

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

ХРАМ СПАС НА КРОВИ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ЧАСТЬ 3

Васнецов проявил себя и как архитектор. Он спроектировал храм Спаса в Абрамцево — усадьбе, где часто отдыхали художники.

»«4683»»

Этот храм он создавал вместе С Василием Поленовым. А иконы кроме Васнецова расписывали Илья Репин и сестра Поленова Елена.
Вся эта компания отдыхала тогда в Абрамцево регулярно, поэтому храм называют еще «храмом художников». Участвовал в создании росписей и 12-летний сын Саввы Мамонтова Андрей.
 
Редактирование:
Витязь на распутье существует в разной тональности:
Это, наверное, одна и та же картина, но оцифрованная по-разному, оттого и цвета разнятся. Почти все классические или широкоизвестные картины, представленные в сети интернет, могут значительно отличаться по гамме красок по этой причине. Грамотно перевести картину в цифровую форму — вопрос непростой, ибо цвета картины зависят от: освещения в момент съёмки, настроек и качества фотоаппарата, постобработки полученной цифровой фотографии, а также от грамотности и образованности фотографа.
 
Ковер-самолет (1880)

ковер-самолет (1919-1926)


Мне эта версия лично нравится больше. А вам?
Мне на картине 1880 года положение и ракурс ковра кажутся нелогичными и некрасивыми :unsure: Можно было изобразить летящий ковёр намного красивее, изящнее & нагляднее. Почему Васнецов выбрал именно такой ракурс? Виктор Михайлович — без сомнения, мастер, и замечательный художник, но обычному зрителю нужны разъяснения. Ковёр на картине практически не виден, а из видимого зритель может рассматривать только плохо освещённую изнанку замечательного летающего ковра. Левый острый угол ковра показывает стремительный полёт, а общий его профиль подобен птице или современному самолёту Ту-144. Но в чём смысл так «комкать» полотно?
 
Это, наверное, одна и та же картина, но оцифрованная по-разному, оттого и цвета разнятся.
Александр, ты прав.
Я вчера уже когда разместил обе версии, стал сравнивать и так не нашел отличия)

но дело в том, что и я прав — версий этой картины существует несколько. Как сегодня прочитал, аж целых восемь штук. Просто в качестве иллюстрации я выбрал не ту картинку.
Вот например Витязь на распутье 1877 года:

«4667»

тут видно что и камень другой, и поза у богатыря отличается, и другие отличия.

подробнее о вариантах этой картины есть здесь

а в исходный пост я наверное внесу правку, чтобы не путать людей.
 
Кстати, а как царевен зовут? :)
Павел, прикольно.
И не далеко от истины. Только по сюжету они вышли замуж за Ивана царевича и его двух братьев)

Вот что я нашел:

Сюжет картины перекликается с народной сказкой «Три царства — медное, серебряное и золотое», известной современному читателю в нескольких вариантах под редакцией Александра Афанасьева.

В сказке Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем.

По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых редакциях сказки — дочерей) Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берет их с собой.

Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших ее сестер выдает замуж за своих старших братьев.


А может, и все три вышли за Ивана)))
 
Сверху Снизу