Максим, Я думаю, что под рычагом имеется в виду хоть какая-то вменяемая отечественная традиция, без опоры на которую придётся начинать с полного нуля. Но концепции, о которых идёт речь — это и семейное воспитание, + и дошкольное, + и школьное образование. Иными словами, если ничего не выбирать, это значит выбросить вместе с водою и Ребёнка, рождённого далеко не только по воле власть имеющих, которые, к Вашему сведению, сознательно отказались от достижений учёных, в чьи исследования сами же и вкладывали средства вплоть до середины 70-х годов (в пользу педологической концепции, которая реализуется и по сию пору, хотя и переродившись по факту уже в концепцию Прокруста). Обе эти концепции сами по себе уже зонтичные (системно-деятельностный подход, условно, Рубинштейна; и формально-теоретический подход Выготского). Каждая из них суть — кооперация всех имеющихся в стране на тот момент школ и концепций. Утверждать всерьёз о том, что дети, которые, в рамках исследований, научились самостоятельно открывать все знания, добытые предшествующим человечеством, самостоятельно, на самом деле получили инъекции какой-то Доктрины, можно, будучи не знакомым с проблемно-поисковым методом обучения, основным для системно-деятельностного подхода. Подавляющее же большинство действующих концепций-технологий по сути — концепция Выготского (обучение в зоне ближайшего развития = формально-теоретический подход). Какой толк от того, чтобы делать из них солянку, когда все они инварианты одного и того же духа обучения?.. Есть, конечно, и такие, которые под прикрытием бренда Выготского реализуют уже концепцию Прокруста (ниже поясню в кратце, что это).
Нет никаких проблем с реализацией модели школы-общины, экономически самостоятельной. Но, на мой взгляд, ещё лучше, чтобы государство оплатило свою часть обязательной базовой программы, которая неизбежна в любой, даже самой независимой во всех отношениях школе. Школа современная, как показали многие исследователи, включая академика Щетинина, должна быть как минимум целого дня. И вторую половину дня вполне могут оплачивать родители, определяя и саму образовательную концепцию, и кадровую политику для собственного класса, где учатся их дети.
Этическая платформа по определению уже содержится в философском обосновании любой концепции.
Главное, чтобы концепция разнотравья в нечто теософское, что есть, по словам Андреева, собирание цветов мудрых изречений на разных религиозных лугах и компеллирование их в один букет... Или не превратилось в эсперанто, которое унифицирует каждый отдельный язык и культуру, за ним стоящую...
Помимо этого, это ещё и глубоко философский вопрос, на который отечественные школы-оппоненты наши отвечали кардинально по-разному: Что является единицей анализа происходящих событий и любого рода информации? Педологи культуро-центристы, они считали, что это общекультурные представления, которые нужно как флешку в пустой компьютер вставить в сознание, которое их потом интериоризирует, усвоит, и даже более откровенно говорили — присвоит (хотя, многих из нас с детства учили — нехорошо присваивать чужое). А их оппоненты, сторонники теории деятельности, за единицу анализа изначально принимали только индивидуальное представление о Мире, которое должно дорасти до общекультурного и прорасти сквозь него как росток через почву, и занимались изучением благоприятных для этого условий. Сторонники же концепции Прокруста (это, в основном, зарубежные психологи и педагоги) — дето-центристы, подрезающие мозги и души детям не перегрузкой бессмысленной информацией, как педологи, от чего дети только и могут уставать, а удержанием их на уже освоенных этапах развития, под предлогом опасности их перегрузки даже благоприятной для развития сознания и поддающейся осмыслению разнообразной деятельностью.