Правселенная
Вот, существует такая интересная история в индуизме, как пахтание (взбивание) молочного океана.
Молочный океан, напомню, это место жительства бога Вишну.
Взбивали молочный океан по согласию Тримурти вместе и дэвы и асуры. И идеей подобного мероприятия являлась добыча амриты — напитка бессмертия — который предполагалось поровну и честно затем разделить между обоими трудящимися сторонами. Тем самым могло бы быть достигнуто примирение асуров и дэвов.
Долго продолжалась эта увлекательная процедура, но в результате её на поверхность мира явились не только различные полезные дары, но вселенский яд — халахал — который потом выпил Шива ради спасения Вселенной.
Трудно сказать, когда хронологически и в каких космографических условиях данное событие совершалось. Но по многим признакам можно заключить, что Земли, как таковой тогда ещё не существовало, а речь шла о каких-то иных грандиозных мировых просторах. В конечном итоге, ведь, Вишну-лока (обитель Вишну), а молочный океан именно ей и являлся, не могла быть одновременно и земным океаном. Тут явно миф поветствует о чём-то другом.
Но из полезных даров взбивания океана наружу появилось изобилие всякого замечательного: и слон Айарвата для бога Индры, и семиголовая лошадь для асура Бали, и божественные танцовщицы апсары, и божественная жемчужина, и Кальпаврикши — дерево, исполняющее желания, но также из воды вышла и великая корова Камадхену, которая часто ассоциируется либо с Лакшми (будущей супругой Вишну), либо с Притхви (богиней Земли).
Примечательно, что согласно Бхагавата-пуране, Вишну в образе кабана сначала добывает (освобождает) Притхви из недр вселенского океана, побеждая кого-то из асуров, а затем женится на ней и она становится в данном качестве для него никем иным, как аватаром Лакшми. То есть, здесь мы наблюдаем прямые аналогии между различными индийскими сказаниями.
Притхви (Землю) позже стали называть Бхуми, которая опять-таки была тесно связана с образом коровы. И логично. Поскольку корова — кормилица, она щедро даёт молоко (а из молока происходит потом и много других важных форм пищи), то также и Земля обильно родит на свет множество необходимых для жизни продуктов. Существует история, как Притхви (Бхуми) напрямую примнимала облик коровы и в этом виде спасалась от царя Притху, который ранее безжалостно пахал свои поля (так Земля «убежала» от царя ).
Итак, мы видим, что Великая корова Камадхену — результат совместного труда дэвов и асуров по «проекту» Тримурти — близко соединена, а подчас и практически отождествляется с образом Земли. Одновременно это аватар Лакшми — вечной супруги Вишну. Не похоже ли это на древний ведический (из Ригведы) символизм Притхви, как супруги Дьяуса-питара — первого и самого раннего Бога древних ариев? Дьяус — небо, Притхви — земля. От их брака, образно выражаясь, пошло всё творение. (Кстати, арийский Дьяус — это одно и то же божество, что и греческий Зевс, и римский Ю(с)питер — Дьяус-питар, Отец-Дьяус).
А в пуранах, получается, ровно то же самое, только переосмысленное на новый лад. Верховный бог теперь Вишну, а Земля-Корова-Притхви — одновременно его Лакшми.
Можно ли из всего вышесказанного сделать осторожное заключение, что, согласно пураническим мифам, Земля действительно явилась результатом совместной «примирительной» работы асуров и дэвов под руководством Тримурти? И что она предназначалась для совместного проживания обоих рас? Как впрочем и людей и животных и т д. Ведь Притвхи и даёт жизнь равно и асурам и дэвам и всем!
.
Молочный океан, напомню, это место жительства бога Вишну.
Взбивали молочный океан по согласию Тримурти вместе и дэвы и асуры. И идеей подобного мероприятия являлась добыча амриты — напитка бессмертия — который предполагалось поровну и честно затем разделить между обоими трудящимися сторонами. Тем самым могло бы быть достигнуто примирение асуров и дэвов.
Долго продолжалась эта увлекательная процедура, но в результате её на поверхность мира явились не только различные полезные дары, но вселенский яд — халахал — который потом выпил Шива ради спасения Вселенной.
Трудно сказать, когда хронологически и в каких космографических условиях данное событие совершалось. Но по многим признакам можно заключить, что Земли, как таковой тогда ещё не существовало, а речь шла о каких-то иных грандиозных мировых просторах. В конечном итоге, ведь, Вишну-лока (обитель Вишну), а молочный океан именно ей и являлся, не могла быть одновременно и земным океаном. Тут явно миф поветствует о чём-то другом.
Но из полезных даров взбивания океана наружу появилось изобилие всякого замечательного: и слон Айарвата для бога Индры, и семиголовая лошадь для асура Бали, и божественные танцовщицы апсары, и божественная жемчужина, и Кальпаврикши — дерево, исполняющее желания, но также из воды вышла и великая корова Камадхену, которая часто ассоциируется либо с Лакшми (будущей супругой Вишну), либо с Притхви (богиней Земли).
Примечательно, что согласно Бхагавата-пуране, Вишну в образе кабана сначала добывает (освобождает) Притхви из недр вселенского океана, побеждая кого-то из асуров, а затем женится на ней и она становится в данном качестве для него никем иным, как аватаром Лакшми. То есть, здесь мы наблюдаем прямые аналогии между различными индийскими сказаниями.
Притхви (Землю) позже стали называть Бхуми, которая опять-таки была тесно связана с образом коровы. И логично. Поскольку корова — кормилица, она щедро даёт молоко (а из молока происходит потом и много других важных форм пищи), то также и Земля обильно родит на свет множество необходимых для жизни продуктов. Существует история, как Притхви (Бхуми) напрямую примнимала облик коровы и в этом виде спасалась от царя Притху, который ранее безжалостно пахал свои поля (так Земля «убежала» от царя ).
Итак, мы видим, что Великая корова Камадхену — результат совместного труда дэвов и асуров по «проекту» Тримурти — близко соединена, а подчас и практически отождествляется с образом Земли. Одновременно это аватар Лакшми — вечной супруги Вишну. Не похоже ли это на древний ведический (из Ригведы) символизм Притхви, как супруги Дьяуса-питара — первого и самого раннего Бога древних ариев? Дьяус — небо, Притхви — земля. От их брака, образно выражаясь, пошло всё творение. (Кстати, арийский Дьяус — это одно и то же божество, что и греческий Зевс, и римский Ю(с)питер — Дьяус-питар, Отец-Дьяус).
А в пуранах, получается, ровно то же самое, только переосмысленное на новый лад. Верховный бог теперь Вишну, а Земля-Корова-Притхви — одновременно его Лакшми.
Можно ли из всего вышесказанного сделать осторожное заключение, что, согласно пураническим мифам, Земля действительно явилась результатом совместной «примирительной» работы асуров и дэвов под руководством Тримурти? И что она предназначалась для совместного проживания обоих рас? Как впрочем и людей и животных и т д. Ведь Притвхи и даёт жизнь равно и асурам и дэвам и всем!
.
Редактирование: